Вы здесь

О разработке «Портала Морской порт» и наборе сервисов Fill-Bill в интервью генерального директора «СТМ» журналу «Инновации транспорта»

"СТМ" в журнале "Инновации транспорта"

В сентябре 2016 года вышло Распоряжение Правительства РФ N 1981-р «Об обеспечении использования разработанного ФТС России комплекса программных средств “Портал “Морской порт”». В реализации этого проекта активное участие принимает компания «СТМ». О том, чего удалось добиться за прошедшее время в процессе внедрения Портала, рассказал генеральный директор «СТМ» Огнян Андреев.

Огнян, Ваша компания участвовала в разработке Портала «Морской порт» с самого начала. Расскажите, как создавался этот сервис, и какие цели ставили перед вами заказчики, в первую очередь, ФТС?

История нашего участия в разработке портала «Морской порт» начиналась экспериментом, который проводился на базе Дальневосточного таможенного управления в порту Восточный в городе Находка. Этот эксперимент был обусловлен необходимостью оптимизировать работу таможенной службы, на которую был полностью возложен документальный контроль приходивших в порт судов. Надо было обрабатывать огромное количество документов. Физически сделать это в разумные сроки было невозможно, что приводило к огромным задержкам при оформлении.

Мы предложили вариант использования IT-технологий для предварительного предоставления сведений, чтобы можно было ускорить обработку этой информации. Первое решение было основано на базе нашего продукта Fill-Bill.

Fill-Bill— это набор сервисов для решения задач информационного взаимодействия бизнеса с ФТС России и другими государственными контрольными органами. Первоначально у инспектора, который должен оперативно принимать решения, просто была отдельная машина, чтобы предварительно получать информацию от участников перевозочного процесса.

Эксперимент этот был внимательно изучен и на уровне местного таможенного управления, и Федеральной Таможенной службой. После этого было принято решение, что наиболее разумно сделать межведомственный портал, где и ФТС, и Роспотребнадзор, и Россельхознадзор, частично, и пограничная служба России могли бы видеть всю информацию, которая им необходима для принятия решений. Нас привлекли как одного из разработчиков, и мы активно участвовали в создании и внедрении макета портала. По итогам внедрения макета было сформировано техническое задание на разработку системы «Морской порт», которая и функционирует сейчас. Этот сервис состоит из двух частей: внешняя система предназначена для межведомственного взаимодействия, а внутренняя—для работы таможенников. Подобная система—это прорывной шаг для ФТС России. Нужно отдать должное смелости её руководства, которое взяло на себя груз координации работы разных ведомств в рамках «Морского порта».

На портале, с помощью «Единого окна», уже на этапе оформления перевозки в иностранном порту, наши контролирующие органы узнают, что и на каком судне находится, когда ориентировочно придет к ним. Они могут проверить необходимость в сертификации, разрешительной документации, просчитать для себя все риски и предварительно одобрить разгрузку в российском порту. И всё это ещё на этапе погрузки судна.

На практике, такой программный комплекс позволяет скоординировать и оптимизировать работу всех контролирующих органов, увеличить оборот порта, а также защитить интересы самого государства. Это позволит в будущем практически полностью перейти на электронный документооборот.

Привело ли создание Портала к желаемому результату? Судя по отзывам участников перевозочного процесса, есть много вопросов по его работе.

Я бы разделил вопрос на две части: ожидания и реальность. Ожидания у большинства участников перевозочного процесса были завышены. Целью ФТС было создание системы для решения проблем взаимодействия между различными ведомствами.

Конечно, это должно было привести к облегчению работы всех участников перевозок. Но невозможно сразу внедрить на необъятной территории систему электронного взаимодействия между всеми участниками, полностью отменив бумажные документы. Надо отметить, что в разных местах технологии работы портов достаточно серьёзно отличаются. Поэтому есть переходный период. Необходимо создать соответствующую юридическую базу. Есть также технические моменты, которые требуют внимания.

Таким образом, многие участники перевозочного процесса, на мой взгляд, не были достаточно осведомлены, потому и появились некие завышенные ожидания.

Вторая часть—реальность. На основании полученного опыта, в процессе практической эксплуатации системы, в разных портах появляется всё больше понимания, как нужно её развивать, что изменить, какие новые задачи сформулировать для дальнейшей модернизации и повышения общей эффективности работы системы. На уровне самой Федеральной таможенной службы есть желание двигаться дальше, чтобы решить все оставшиеся вопросы. Это — суть модернизации после внедрения. Любая система требует развития. Она не является неким готовым решением, которое в один момент решает все вопросы. То есть необходимо поэтапное развитие.

Предстоит ещё много и долго работать, чтобы система функционировала максимально эффективно и приносила огромную пользу. Но, если вспоминать этапы внедрения электронного декларирования, там процесс проходил похожим образом. Сначала были стадии локальных экспериментов, электронный вид документов дублировался на бумаге. Процесс обучения людей работе в системе ЭД также был небыстрым. Постепенно технология распространялась и, в итоге, стала повсеместной, обязательной и удобной.

Что же следует делать для преодоления возникающих трудностей? Есть у Вашей компании необходимые решения?

В отношении работы портала, должен сказать, что её оптимизация это—прерогатива таможенной службы в первую очередь. В процессе гарантийного сопровождения системы мы видим, что идёт активное осмысление, анализ опыта—как позитивного, так и негативного. И у нас во многом есть понимание, что и как надо делать в дальнейшем.

Что касается работы бизнеса, то, несмотря ни на какие нарекания, «Морской порт» сегодня уже обязательная система для всех участников перевозочного процесса. Могут ли они со своей стороны оптимизировать свою работу на этом сервисе? Думаю, да. Есть информационные продукты, которые помогают это сделать. Например, та же система Fill-Bill. С её помощью можно гораздо эффективнее организовать процесс подготовки и представления информации для обмена с таможенными органами.

Система существенно экономит время и ресурсы и помогает участникам перевозки взаимодействовать друг с другом на разных этапах логистического процесса. Fill-Bill позволяет оптимизировать процесс сбора и обработки данных, получаемых от всех участников логистического процесса, минимизировать количество операций и трудозатраты, необходимые для таможенного оформления. Здесь существует возможность использования встроенных функций экспорта информации из популярных форматов, что существенно ускоряет заполнение документов. Есть возможность распределённой работы между отделами и сотрудниками. Информация передаётся и хранится на защищённом сервере и может быть доступна из любого места. Встроенный контроль проверяет документы перед отправкой, что сводит к минимуму риск подачи неверных сведений. При работе с системой Fill-Bill используется актуальная нормативно-справочная информация по внешнеэкономической деятельности.

С расширенной версией материала вы можете ознакомиться, скачав pdf-версию журнала «Инновации Транспорта».