Вы здесь

Практика применения ЭД2 в Приволжье

Проблемы расширения практики применения и перспективы развития электронной формы декларирования в Приволжском регионе

Проблемные вопросы, возникающие при применении электронной формы декларирования товаров, и предлагаемые пути их решения

Сегодня Приволжское таможенное управление располагает достаточно широкой практикой применения электронного декларирования. Достаточно вспомнить итоги 2008 года, который стал кульминационным в развитии процесса применения электронной формы декларирования товаров в Приволжском регионе. Так, если в 2007 году в электронном виде было оформлено только 17 575 электронных ГТД, то в 2008 году их количество достигло 72 333 ЭГТД. А в течение 1 квартала 2009 года, несмотря на мировой финансово-экономический кризис и связанное с ним сокращение внешнеторговых поставок, было оформлено свыше 15 тысяч электронных деклараций. Электронный способ декларирования товаров нашел понимание и, что самое главное, поддержку деловых кругов Приволжья. Таможенные брокеры, участники ВЭД проявляют заинтересованность в оформлении товаров в электронной форме и расширении практики такого способа декларирования. На отдельных таможенных постах, включенных в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, доля ГТД, оформленных в электронном виде превышает 50, а на некоторых и 90 процентов («ГАЗ», «Сормовский» Нижегородской таможни; «АвтоВАЗ», «Самарский» Самарской таможни; «Нижнекамский» Татарстанской таможни). В настоящее время Приволжским таможенным управлением проводится работа, направленная как на дальнейшее увеличение доли ГТД, оформленных в электронной форме, так и на увеличение количества таможенных постов, уполномоченных принимать электронные декларации. Огромной заслугой управления можно считать внедрение Интернет декларирования в зоне деятельности Нижегородской таможни. Вместе с тем, говоря о расширении практики электронного декларирования товаров, нельзя не отметить проблемные вопросы, от степени решения которых может напрямую зависеть дальнейшее развитие данного прогрессивного способа оформления товаров. В первую очередь хотелось бы остановиться на проблемах, которые возникли при использовании технологии электронного декларирования товаров через сеть Интернет. 1. Опыт внедрения Интернет-декларирования в зоне деятельности Нижегородской таможни показал некоторые проблемы, возникающие у участников ВЭД при реализации требований приказа ФТС России от 24.01.2008 №52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» (далее – приказ №52). А именно: основной проблемой является аттестация информационной системы по требованиям информационной безопасности. Приказ ФТС №52 не четко регламентирует этот момент. Из документации не ясно, кто проводит эту аттестацию, по каким руководящим документам и в соответствии с какими требованиями. Тем не менее, ГНИВЦ ФТС России этот вопрос трактует однозначно. Аттестация должна осуществляться в соответствии с СТР-К, по требованиям, определенным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) РФ по защите конфиденциальной информации, организацией, имеющей лицензию ФСТЭК РФ на проведение работ, связанных с защитой конфиденциальной информации. Таким образом, порядок действия участника ВЭД, которой хочет аттестовать свою информационную систему или единичное место выглядит примерно так:
  1. Создается рабочая группа в составе: начальника информационно-технической службы предприятия; начальника отдела декларирования; начальника подразделения технической защиты информации; финансовой / бухгалтерской службы; представителя аттестующей организации.
  2. Рабочая группа начинает комплекс организационно-технических мероприятий по подготовке к аттестации. Из них технические мероприятия:
1) Подготовка вычислительной техники, закупка криптошлюза (Континент); 2) Установка лицензионной и сертифицированной операционной системы (Windows XP); 3) Установка лицензионной и сертифицированной антивирусной программы (Антивирус Касперского v 6.0); 4) Установка системы защиты информации от несанкционированного доступа (Аккорд NT 2000); 5) Установка CryptoPRO 3; 6) Установка программного обеспечения декларанта (СТМ, Альта, Феанор); 7) Заключение договора на Интернет и представление статического IP адреса. Пункты 1-5 предварительно должны быть закуплены у соответствующей организации, имеющей лицензию ФСТЭК РФ, лучше непосредственно у тех, кто будет производить аттестацию. Организационные мероприятия - разработка и утверждение приказов по: 1) помещению, где будет находиться рабочее место, определению границы контролируемой зоны; 2) определению лиц, допущенных в данное помещение; 3) перечню информации, которая является конфиденциальной (обычно ключ ЭЦП); 4) утверждению матрицы доступа и технологии обработки информации; 5) заказ руководящих документов в ФСТЭК РФ (СТР-К - ДСП), которые предварительно необходимо оплатить. III. Проведение аттестации: 1) Произведение измерения границ помещения, где находится рабочее место, подготовка протоколов; 2) Проверка полноты комплекта документов по защите информации; 3) Рекомендации по установке дополнительных средств защиты информации (межсетевые экраны, генераторы шума и т.д.); 4) Выдача аттестата. IV. После подготовки всех документов и оплаты всех договоров, работу можно считать завершенной и осталось только подготовить комплект документов, прилагаемых к заявке к ГНИВЦ на подключение к автоматизированной системе внешнего доступа (АСВД): заявка, проект соглашения, схема подключения, проект технических условий на подключение информационной системы ЭПС Заявителя к АСВД, заявка на ЭЦП. Все подписывается и направляется в ГНИВЦ на рассмотрение (30 дней) и в случае положительного решения, ГНИВЦ и заявитель подписывают в нескольких экземплярах соглашение ЭПС, утверждают технические условия и схему подключения. Срок действия соглашения 3 года. С этого момента можно подавать ЭГТД через Интернет. 2. Еще одной проблемой электронного декларирования через Интернет, являются трудности, возникающие в процессе самого таможенного оформления, а именно:
  • При начале процедуры декларирования, лицо, декларирующее товары, направляет на таможенный пост только три документа – таможенную декларацию, декларацию таможенной стоимости и опись. Однако, в соответствие с частью 1 ст. 131 ТК РФ, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Также, в соответствие с частью 2 ст. 131 ТК РФ, при декларировании товаров представляются следующие основные документы:
1) договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок; 2) имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы; 3) транспортные (перевозочные) документы; 4) разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; 5) документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 ТК РФ; 6) платежные и расчетные документы; 7) документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 ТК РФ. Действия уполномоченных должностных лиц при проведении контроля соблюдения условий принятия таможенной декларации указаны в разделе II Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 г. №1356 (далее – Инструкция). В соответствие с пунктом 18 Инструкции при невыполнении хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 2 ст. 132 ТК РФ, уполномоченное должностное лицо в сроки, установленные Инструкцией для проверки условий принятия таможенной декларации, оформляет отказ в принятии таможенной декларации. В соответствие с частью 2 ст. 132 ТК РФ, поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения. Но существуют исключения. Одним из них является случай, когда при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 ст. 131 ТК РФ; Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден приказом ФТС России от 25.04.2007 г. №536. В связи с вышеизложенным, в случае подачи на таможенный пост только ГТД, ДТС и описи, должностное лицо таможенного органа должно оформить отказ в принятии по причине не представления документов, необходимых для таможенного оформления. В противном случае, при принятии такой таможенной декларации, должностное лицо нарушит требования частей 1,2 ст. 131 ТК РФ, части 2 ст. 132 ТК РФ, а также требования пункта 18 Инструкции. При тестировании технологии электронного декларирования через Интернет установлено, что до момента принятия таможенной декларации, должностное лицо таможенного поста не имеет технической возможности запросить у лица, декларирующего товары, документы, необходимые для таможенного оформления*.
  • В соответствие с частью 1 статьи 367 ТК РФ таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствие с ТК РФ, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.
При проверке правильности классификации товаров в соответствие с ТН ВЭД РФ, зачастую используются графические изображения товаров (чертежи, схемы и т.п.). При проведении валютного контроля, осуществляется визуальная проверка соответствия оттиска печати банка на представленном паспорте сделки образцу оттиска печати банка. При контроле соблюдения актов законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в РФ и на вывоз из РФ отдельных товаров, осуществляется проверка правильности оформления разрешительных документов. Также должностные лица, осуществляющие таможенное оформление товаров и транспортных средств, осуществляют проверку транспортных и коммерческих документов на предмет наличия или отсутствия отметок, проставляемых таможенными органами РФ. Кроме этого в соответствии с разделом IV «Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров», в ходе документарного контроля, заявленных в ГТД сведений, уполномоченным должностным лицом таможенного органа проверяется достоверность и полнота сведений в документах, подтверждающих страну происхождения товаров, соблюдение запретов и ограничений, основания для предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и т.п. В то же время, программное средство, используемое при таможенном оформлении товаров через Интернет, позволяет представлять документы только форматах, установленных ФТС России, или в виде неформализованного текстового документа. Следовательно, должностное лицо лишено возможности, осуществить таможенный контроль в полном объеме*. Учитывая важность и перспективность развития электронной формы декларирования товаров через Интернет и описанные выше обстоятельства, мешающие ее масштабному распространению, хотелось бы, чтобы ФТС заняла в этом вопросе более активную позицию. А для этого необходимо: Во-первых, разработать новую редакцию приказа № 1356 от 28.11.2003 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров». Действующий приказ не учитывает особенностей действий должностных лиц таможенных органов при применении электронной формы декларирования, так как был издан ранее приказа ГТК России от 30.04.2004 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме». Поэтому целесообразно редактировать положения Инструкции, с целью адаптации ее к новым условиям и возможностям таможенного оформления товаров. И в первую очередь определить в ней особенности действий должностных лиц таможенных органов в случае применения электронной формы декларирования, позволяющие проводить проверку бумажных носителей информации при проведении таможенного контроля после выпуска в соответствии со ст. 361 ТК РФ. Во-вторых, для того, чтобы должностное лицо таможенных органов имело возможность, осуществить таможенный контроль в полном объеме (имело возможность сравнить электронные копии разрешительных документов с оригиналами на бумажных носителях), в рамках 395 Приказа необходимо закрепить представление бумажных носителей документов, когда иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела установлено представление в таможенные органы оригинальных документов на бумажном носителе, а также в случае принятия решения о необходимости представления оригиналов документов для подтверждения заявленных в ЭГТД сведений, причем такие документы должны подаваться в таможенный орган одновременно с ЭГТД, либо по авторизированному запросу таможенного органа в адрес лица, декларирующего товары. В-третьих, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ (ст. 131, 132 ТК РФ), целесообразно установить в Приказе №395 необходимость представления декларантом документов, необходимых для приема и проверки ГТД одновременно с подачей таможенному органу ЭГТД. Пока действующей приказ не регламентирует этап (одновременно с подачей ЭГТД или после присвоения ей регистрационного номера), когда декларантом должны быть представлены электронные образцы документов, необходимых для приема и проверки ЭГТД. 3. Проблемы, носящие технический характер. Их можно разделить на две группы. Первая связана с недостатками программных средств**: - При направлении лицу, декларирующему товары, запроса о предоставлении документов, автоматически не проставляется отметка в графе «С» таможенной декларации; - В графе «D» отсутствует признак электронного декларирования; - Ошибки АИС «АИСТ-М» при печати электронной ГТД на бумажном носителе (не распечатывается справочный номер ГТД). Решением может являться доработка программных средств. Ко второй группе относятся проблемы, связанные с недостаточной технической оснащенностью таможенных органов: сдерживающим фактором функционирования системы электронного декларирования с использованием сети Интернет во всем регионе деятельности Приволжского таможенного управления является отсутствие развернутой транспортной технологической подсистемы ЕАИС таможенных органов. По словам руководства ПТУ только к концу 2009 года планируется в соответствии с планом, утвержденным ФТС России, оборудовать технологической транспортной подсистемой все таможни Приволжского региона. Хотелось бы, чтобы этот процесс прошел быстрее запланированных сроков. *Материалы службы организации таможенного контроля Приволжского таможенного управления **Материалы информационно-технической службы Приволжского таможенного управления