Вы здесь

Бизнес все чаще решает таможенные споры в суде.

Бизнес все чаще решает таможенные споры в суде.
 
Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по-прежнему выигрывают большинство судебных дел у таможенных органов. При этом, как отмечается в обнародованной вчера статистике Федеральной таможенной службы (ФТС), главным предметом спора между бизнесом и контролерами остается корректировка таможенной стоимости.
 
Согласно данным ФТС, в 2004 году количество жалоб, подаваемых предпринимателями в ФТС, сократилось почти в два раза. Если в 2003 году ведомство рассмотрело 3148 жалоб, то в 2004 году - 1973. Впрочем, это вовсе не означает, что у предпринимателей стало меньше поводов для недовольства действиями таможенников. Просто многие участники ВЭД идут со своими претензиями напрямую в суд. "С момента вступления в силу 1 января 2004 года Таможенного кодекса досудебное урегулирование споров перестало быть обязательным,- говорит замначальника правового управления ФТС Алексей Константинов.- А поскольку мы удовлетворяем мало жалоб, участники ВЭД сразу идут в суд".

Экспертов откровенность таможенников не удивляет. "Участники ВЭД правильно делают, что идут в суд, а не жалуются ФТС,- подтверждает слова чиновника ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов.- ФТС невыгодно публично наказывать своих подчиненных на местах. К тому же, принимая решения, таможенники всегда руководствуются планами по наполнению бюджета".

Как следует из статистки, в прошлом году вышестоящие таможенные органы удовлетворили только 26,5% поступивших к ним жалоб, в то время как судами было признано неправомерным 56% решений таможенных органов. В результате предпринимателям было возвращено 156 млн рублей в качестве возмещения за ущерб и упущенную выгоду.

"Судебные разбирательства редко ограничиваются даже тремя инстанциями. Обычно они проходят до девяти инстанций",- говорит Алексей Константинов. По его словам, чаще всего предприниматели жалуются на работников Центрального таможенного управления, далее следует Северо-Западное управление, замыкает тройку таможня на Дальнем Востоке. Меньше всего претензий высказываются Уральской таможне, да и то потому, что через нее проходит меньше всего грузов.

Главной причиной споров остается размер и порядок определения таможенной стоимости грузов. Причем зачастую ошибаются именно таможенники, которые проиграли в 2004 году 81% судебных дел по корректировке стоимости. По словам самих представителей ФТС, конфликты на этой почве возникают прежде всего из-за поведения самих таможенников. "Часто начальник таможни осознает, что неправ, но, несмотря на это, все равно идет в суд,- рассказывает источник "Бизнеса" в ФТС.- Это происходит потому, что он боится принять решение, ведь начальство может обвинить его в преднамеренном занижении таможенной стоимости".

В числе постоянных неудач таможни также остаются проигранные дела по таможенному оформлению и декларированию. В прошлом году участники ВЭД выиграли почти половину таких исков. "Поводом к подаче исков чаще всего становятся нарушение таможенниками сроков оформления товара, а также запрос у участников ВЭД излишних документов",- считают представители ФТС.
 
/Бизнес/