Вы здесь

Предложена концепция увеличения таможенных пошлин втрое.

Российское финансовое ведомство подготовило неприятный сюрприз нефтяным генералам. При сохранении нынешних цен на "черное золото" уровень изъятия доходов нефтяников через механизм таможенных пошлин вырастет втрое. И если законодатели "забудут" провести комплексный анализ предложенных изменений, вся эта сумма уйдет в Стабилизационный фонд. То есть окажется в монопольном ведении Минфина.

Правительство предлагает повысить до 65% уровень изъятия прибыли нефтяных компаний при цене на нефть выше 25 долл. за баррель. Об этом сообщил в понедельник, 22 марта, глава Минфина РФ Алексей Кудрин. Судя по тому, что его общение с журналистами состоялось через несколько часов после встречи с президентом России Владимиром Путиным, эта идея получила принципиальное одобрение на высшем уровне.

Как явствует из слов главы финансового ведомства, основным фискальным механизмом станут экспортные пошлины. Их ставку предполагается плотнее привязать к конъюнктуре мирового нефтяного рынка. И попутно существенно увеличить.

При стоимости нефти на мировых рынках от 20 до 25 долл. за баррель Минфин предлагает установить ставку экспортной пошлины в размере от 35% до 45% цены. Если "черное золото" стоит дороже 25 долл. за баррель, изъятия составят 45-65% цены. При более дешевой нефти, как сообщил источник в Минфине, изыматься будет около 20%.

"Такой уровень изъятий мы считаем приемлемым, - заявил Алексей Кудрин журналистам. - Эти предложения согласованы и в ближайшее время будут внесены в правительство".

Напомним, что сейчас также существует трехступенчатая шкала экспортных пошлин. Однако она, во-первых, гораздо мягче в отношении нефтяных компаний. Если баррель российской марки Urals стоит меньше, чем 14,5 долл. на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, пошлина составляет 0%. При стоимости нефти от 14,5 до 25 долл. за баррель ставка равняется 35% от разницы между средней за 2 месяца ценой и 15 долларами за баррель. При еще более благоприятной конъюнктуре нефтяного рынка в бюджет поступает 40% от упомянутой разницы. В пересчете на предложенный механизм это означает, что, например, при нынешних ценах на нефть - 28,32 долл. за баррель в январе-феврале - таможенная пошлина составляет 16,9% от цены.

Таким образом, уровень изъятий предполагается увеличить как минимум втрое. В федеральный бюджет могут поступить дополнительно сотни миллиардов рублей. Заметим, что российская казна, вероятно, и так будет купаться в сверхдоходах, поскольку конъюнктура мирового нефтяного рынка по-прежнему благоприятствует бюджетным доходам.

Когда главный финансовый документ страны только верстался, его авторы исходили из условно-консервативного варианта. Как сообщила в декабре 2003 г. заместитель руководителя департамента бюджетной политики Минфина Татьяна Егорова, поступления от вывозной таможенной пошлины на нефть в 2004 г. составят 124,8 млрд руб., а ее ставка будет равна 19,1 долл. за тонну. Действительность и так складывается лучше ожиданий: ныне в казну поступают 33,9 долл. с тонны экспортированной нефти, а с 1 апреля эта цифра вырастает до 35,2 долл. Она продержится до 1 июня.

Иначе говоря, за полгода бюджет даже при нынешних условиях получит дополнительно 48 млрд руб. только от экспорта нефти. Новый механизм, если он вступит в действие в нынешнем году, например, с 1 июля, успеет принести казне еще 100-150 млрд руб. даже при снижении нефтяных цен до заложенного в главный финансовый документ уровня.

Парадокс ситуации, однако, в том, что эти деньги, скорее всего, не достанутся никому, кроме Минфина. Бюджетным кодексом предусмотрено, что все дополнительные поступления от нефтяных пошлин отправляются в Стабилизационный фонд. Установлен и его предельный размер, после которого можно будет задумываться о перенаправлении сверхдоходов на иные нужды, - 500 млрд руб. Однако в нынешнем году, даже если пройдут все налоговые новации, этот объем достигнут не будет. То есть в выигрыше окажется лишь российский Минфин, который будет принимать решения об инвестировании средств Стабилизационного фонда, да промышленно развитые страны, в бумаги которых будут вкладываться эти суммы.

/РБК/