Российское финансовое ведомство подготовило неприятный сюрприз нефтяным генералам. При сохранении нынешних цен на "черное золото" уровень изъятия доходов нефтяников через механизм таможенных пошлин вырастет втрое. И если законодатели "забудут" провести комплексный анализ предложенных изменений, вся эта сумма уйдет в Стабилизационный фонд. То есть окажется в монопольном ведении Минфина.
Правительство предлагает повысить до 65% уровень изъятия прибыли нефтяных компаний при цене на нефть выше 25 долл. за баррель. Об этом сообщил в понедельник, 22 марта, глава Минфина РФ Алексей Кудрин. Судя по тому, что его общение с журналистами состоялось через несколько часов после встречи с президентом России Владимиром Путиным, эта идея получила принципиальное одобрение на высшем уровне.
Как явствует из слов главы финансового ведомства, основным фискальным механизмом станут экспортные пошлины. Их ставку предполагается плотнее привязать к конъюнктуре мирового нефтяного рынка. И попутно существенно увеличить.
При стоимости нефти на мировых рынках от 20 до 25 долл. за баррель Минфин предлагает установить ставку экспортной пошлины в размере от 35% до 45% цены. Если "черное золото" стоит дороже 25 долл. за баррель, изъятия составят 45-65% цены. При более дешевой нефти, как сообщил источник в Минфине, изыматься будет около 20%.
"Такой уровень изъятий мы считаем приемлемым, - заявил Алексей Кудрин журналистам. - Эти предложения согласованы и в ближайшее время будут внесены в правительство".
Напомним, что сейчас также существует трехступенчатая шкала экспортных пошлин. Однако она, во-первых, гораздо мягче в отношении нефтяных компаний. Если баррель российской марки Urals стоит меньше, чем 14,5 долл. на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, пошлина составляет 0%. При стоимости нефти от 14,5 до 25 долл. за баррель ставка равняется 35% от разницы между средней за 2 месяца ценой и 15 долларами за баррель. При еще более благоприятной конъюнктуре нефтяного рынка в бюджет поступает 40% от упомянутой разницы. В пересчете на предложенный механизм это означает, что, например, при нынешних ценах на нефть - 28,32 долл. за баррель в январе-феврале - таможенная пошлина составляет 16,9% от цены.
Таким образом, уровень изъятий предполагается увеличить как минимум втрое. В федеральный бюджет могут поступить дополнительно сотни миллиардов рублей. Заметим, что российская казна, вероятно, и так будет купаться в сверхдоходах, поскольку конъюнктура мирового нефтяного рынка по-прежнему благоприятствует бюджетным доходам.
Когда главный финансовый документ страны только верстался, его авторы исходили из условно-консервативного варианта. Как сообщила в декабре 2003 г. заместитель руководителя департамента бюджетной политики Минфина Татьяна Егорова, поступления от вывозной таможенной пошлины на нефть в 2004 г. составят 124,8 млрд руб., а ее ставка будет равна 19,1 долл. за тонну. Действительность и так складывается лучше ожиданий: ныне в казну поступают 33,9 долл. с тонны экспортированной нефти, а с 1 апреля эта цифра вырастает до 35,2 долл. Она продержится до 1 июня.
Иначе говоря, за полгода бюджет даже при нынешних условиях получит дополнительно 48 млрд руб. только от экспорта нефти. Новый механизм, если он вступит в действие в нынешнем году, например, с 1 июля, успеет принести казне еще 100-150 млрд руб. даже при снижении нефтяных цен до заложенного в главный финансовый документ уровня.
Парадокс ситуации, однако, в том, что эти деньги, скорее всего, не достанутся никому, кроме Минфина. Бюджетным кодексом предусмотрено, что все дополнительные поступления от нефтяных пошлин отправляются в Стабилизационный фонд. Установлен и его предельный размер, после которого можно будет задумываться о перенаправлении сверхдоходов на иные нужды, - 500 млрд руб. Однако в нынешнем году, даже если пройдут все налоговые новации, этот объем достигнут не будет. То есть в выигрыше окажется лишь российский Минфин, который будет принимать решения об инвестировании средств Стабилизационного фонда, да промышленно развитые страны, в бумаги которых будут вкладываться эти суммы.
/РБК/
Правительство предлагает повысить до 65% уровень изъятия прибыли нефтяных компаний при цене на нефть выше 25 долл. за баррель. Об этом сообщил в понедельник, 22 марта, глава Минфина РФ Алексей Кудрин. Судя по тому, что его общение с журналистами состоялось через несколько часов после встречи с президентом России Владимиром Путиным, эта идея получила принципиальное одобрение на высшем уровне.
Как явствует из слов главы финансового ведомства, основным фискальным механизмом станут экспортные пошлины. Их ставку предполагается плотнее привязать к конъюнктуре мирового нефтяного рынка. И попутно существенно увеличить.
При стоимости нефти на мировых рынках от 20 до 25 долл. за баррель Минфин предлагает установить ставку экспортной пошлины в размере от 35% до 45% цены. Если "черное золото" стоит дороже 25 долл. за баррель, изъятия составят 45-65% цены. При более дешевой нефти, как сообщил источник в Минфине, изыматься будет около 20%.
"Такой уровень изъятий мы считаем приемлемым, - заявил Алексей Кудрин журналистам. - Эти предложения согласованы и в ближайшее время будут внесены в правительство".
Напомним, что сейчас также существует трехступенчатая шкала экспортных пошлин. Однако она, во-первых, гораздо мягче в отношении нефтяных компаний. Если баррель российской марки Urals стоит меньше, чем 14,5 долл. на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, пошлина составляет 0%. При стоимости нефти от 14,5 до 25 долл. за баррель ставка равняется 35% от разницы между средней за 2 месяца ценой и 15 долларами за баррель. При еще более благоприятной конъюнктуре нефтяного рынка в бюджет поступает 40% от упомянутой разницы. В пересчете на предложенный механизм это означает, что, например, при нынешних ценах на нефть - 28,32 долл. за баррель в январе-феврале - таможенная пошлина составляет 16,9% от цены.
Таким образом, уровень изъятий предполагается увеличить как минимум втрое. В федеральный бюджет могут поступить дополнительно сотни миллиардов рублей. Заметим, что российская казна, вероятно, и так будет купаться в сверхдоходах, поскольку конъюнктура мирового нефтяного рынка по-прежнему благоприятствует бюджетным доходам.
Когда главный финансовый документ страны только верстался, его авторы исходили из условно-консервативного варианта. Как сообщила в декабре 2003 г. заместитель руководителя департамента бюджетной политики Минфина Татьяна Егорова, поступления от вывозной таможенной пошлины на нефть в 2004 г. составят 124,8 млрд руб., а ее ставка будет равна 19,1 долл. за тонну. Действительность и так складывается лучше ожиданий: ныне в казну поступают 33,9 долл. с тонны экспортированной нефти, а с 1 апреля эта цифра вырастает до 35,2 долл. Она продержится до 1 июня.
Иначе говоря, за полгода бюджет даже при нынешних условиях получит дополнительно 48 млрд руб. только от экспорта нефти. Новый механизм, если он вступит в действие в нынешнем году, например, с 1 июля, успеет принести казне еще 100-150 млрд руб. даже при снижении нефтяных цен до заложенного в главный финансовый документ уровня.
Парадокс ситуации, однако, в том, что эти деньги, скорее всего, не достанутся никому, кроме Минфина. Бюджетным кодексом предусмотрено, что все дополнительные поступления от нефтяных пошлин отправляются в Стабилизационный фонд. Установлен и его предельный размер, после которого можно будет задумываться о перенаправлении сверхдоходов на иные нужды, - 500 млрд руб. Однако в нынешнем году, даже если пройдут все налоговые новации, этот объем достигнут не будет. То есть в выигрыше окажется лишь российский Минфин, который будет принимать решения об инвестировании средств Стабилизационного фонда, да промышленно развитые страны, в бумаги которых будут вкладываться эти суммы.
/РБК/