Вы здесь

Импорт могут запретить.

Минэкономразвития предлагает правительству в очередной раз повысить пошлины на ввоз иномарок, чтобы привлечь в Россию иностранных автопроизводителей. Согласно уточненной реформаторами стратегии развития автопрома импортный тариф для всех иномарок должен вырасти до 35% , но всего на 2 - 3 года, а затем снизиться до 5 - 10%. Правда, вице-премьер Борис Алешин и автопроизводители считают, что за такой срок производство иномарок в России развернуться не успеет, и предлагают закрыть рынок по крайней мере на пять лет.

По данным маркетингового агентства "Гортис", объем рынка новых иномарок в России в 2002 г. составил $2,1 - 2,3 млрд (110 000 - 120 000 машин). Общий объем первичного сегмента автомобильного рынка (продажи новых иномарок, подержанных ввезенных иномарок и новых отечественных машин) - $12 млрд, вторичного рынка - около $5 млрд. Всего в 2002 г. в Россию ввезли около 600 000 легковых машин (+40% к 2001 г. ). Лидерами ввоза новых зарубежных авто были Daewoo (11% ), Volkswagen/Audi (10% ) и Skoda (9% ). На марки Peugeot/Citroen, Toyota/Lexus, Renault пришлось по 8%. Ставка ввозной пошлины на новые легковые автомобили составляет 25%. После повышения с 25 июля на 20 - 60% ввозных ставок на 3 - 7-летние иномарки для физлиц машины этой категории подорожают, по расчетам аналитиков, примерно на 10%.

Новые предложения по развитию автопрома представители Минэкономразвития обсуждали с автопроизводителями еще в апреле. "С нами обсуждали возможность повышения пошлин [на ввоз новых иномарок] до 35% на пять лет для привлечения иностранных инвестиций, - говорит один из участников совещания. - Но после этого, казалось, об этих идеях просто забыли".

Однако, как сообщил "Ведомостям" замминистра экономического развития Аркадий Дворкович, в скорректированном виде его ведомство уже внесло эти инициативы в правительство. "Упор делается на привлечение [в российский автопром] иностранных инвесторов, которые не ограничатся сборкой, а будут создавать полноценные производства и готовых машин, и комплектующих, - говорит Дворкович. - Для этого мы предлагаем облегчить режим получения необходимых разрешений на строительство, готовить [для инвесторов] удобные площадки под заводы, с развитой инфраструктурой, а также установить на ограниченный период - примерно 2 - 3 года с начала производства на новых заводах - такой уровень [ввозных] пошлин, которые сделают более выгодным производство в России, а не импорт, а по окончании этого периода понизить пошлины до 5 - 10% ". По словам вице-премьера Бориса Алешина, курирующего в правительстве развитие автопрома, речь идет о повышении ввозного тарифа до "запретительного уровня - 35% ". "Мы понимаем, что это [повышенная ставка тарифа] последнее, куда мы можем двигаться, - подчеркнул Алешин. - Такие пошлины будут действовать в течение строго определенного периода, но думаю, что это не 2 - 3 года, а по опыту других стран - 5 - 7 лет". Комментарии в Минпромнауки получить не удалось, однако еще год назад министр промышленности и технологий Илья Клебанов настаивал на введении почти такой же схемы - 35% -ной пошлины сроком на пять лет с последующим ее снижением до 15%.

Инвесторы настаивают на более долгом сроке действия повышенной пошлины. "Повышение [тарифа] на 2 - 3 года не имеет никакого смысла, поскольку при существующем уровне развития российского производства комплектующих ни один иностранный завод за этот срок не сможет стать конкурентоспособным и будет вынужден соперничать с ввозимыми по уже пониженным пошлинам иномарками", - считает руководитель отдела маркетинга компании "Рольф" (официальный дилер Mitsubishi) Валерий Тараканов. "Непонятно, почему [в Минэкономразвития] предлагают такой срок и к чему он привязан, - говорит источник в компании "Северсталь-Авто", планирующей инвестиции в производство комплектующих в России. - Средний срок окупаемости проекта строительства автозавода - около пяти лет".

Но, по мнению аналитика "Атона" Александра Агибалова, хорошо уже то, что "правительство начало понимать, что развитие отечественного автопрома связано с приходом стратегических инвесторов".
/"Ведомости"/