Вы здесь

Публикация «Комплекс упорядоченных решений» в журнале «РЖД-Партнер»

О наиболее перспективных программных решениях для железнодорожной логистики и внешнеэкономической деятельности, онлайн-сервисах и других продуктах, предназначенных для специалистов по логистике, экспедиторов, перевозчиков, работников железной дороги и таможни, рассказал генеральный директор компании «СТМ» Огнян Андреев ведущему транспортному изданию в России, странах СНГ и Балтии, журналу «РЖД-Партнер». Интервью опубликовано в майском номере журнала (№9).

- Г-н Андреев, как вы оцениваете сложившиеся сегодня перспективы развития российских компаний, работающих в сфере железнодорожной логистики и ВЭД?

- Сегодня мы отмечаем на рынке достаточно изменчивую и динамичную ситуацию. Наступило время вызовов, время, когда стало сложнее делать прогнозы, но тем интереснее работать в этих условиях.

В поиске конкурентных преимуществ многие компании активно ищут возможности для оптимизации бизнес-процессов. С точки зрения железнодорожной логистики таким преимуществом является комплекс «Rail-Офис». Одна из основных его программ — «Rail-Тариф», который позволяет произвести точный расчет железнодорожной грузовой провозной платы по территории порядка 15 стран. Это, наверное, наш ключевой продукт, который всегда пользуется устойчивым спросом. В программе есть множество уникальных функций, позволяющих пользователям спрогнозировать и спланировать свою дальнейшую работу.

С помощью других решений, входящих в «Rail-Офис», можно найти необходимые документы, получить справочную информацию вплоть до особенностей законодательства стран-членов ОСЖД, визуализировать маршрут перевозки, определять текущее местоположение подвижного состава и многое другое.

В целом, наши клиенты получают мощный рабочий инструмент, который помогает упростить и ускорить рабочий процесс, сократить издержки и развивать аналитическую составляющую.

-  Существуют ли особенности в вашей работе, связанные с перевозками в восточном направлении, в Китай?

- Наша давняя цель – выйти со своими продуктами именно на континентальный Китай. Но сложности, в первую очередь, заключаются в том, что внутренний китайский рынок достаточно закрыт, и присутствие там связано с решением серьезных организационных и юридических проблем. В силу особенностей сервиса местных операторов многие параметры нельзя спрогнозировать предварительно и получить надежный расчет. Это не значит, что необходимые составляющие неизвестны. Все крупные игроки работают в тесном контакте с китайской железной дорогой и оттуда получают тариф на перевозку. Но как он формируется, зачастую неясно, поскольку нет достаточной прозрачности в методиках его расчёта. В этом смысле на пространстве 1520 автоматизация подобных процессов более «продвинута» и прозрачна.

- Сегодня ажиотажный интерес вызывает проект «Морской порт», реализуемый по инициативе ФТС России. У него есть очень много и критиков, и защитников. Расскажите, пожалуйста, о возможностях этой системы и участии компании «СТМ» в данном проекте?

- Действительно, на сегодняшний день мы принимаем активное участие во внедрении портала «Морской порт», в котором наша компания является одним из разработчиков. Этот проект – важный шаг в создании системы «единого окна» во всех портах на территории РФ. По результатам пилотного проекта, реализованного в нескольких российских портах, было принято решение о внедрении новой платформы и в других портах страны. Принималось оно не только на уровне ФТС России, но и других причастных ведомств: Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Минтранса, пограничной службы ФСБ России. На данный момент этап опытной эксплуатации у «Морского порта» закончился и начинается внедрение в промышленную эксплуатацию, которое планируется завершить до конца текущего года. Подобная реформа – это прорывной шаг для ФТС России. Нужно отдать должное смелости ее руководства, которое взяло на себя груз координации работы разных ведомств в рамках своей системы.

С помощью «единого окна» уже на этапе оформления перевозки в иностранном порту, наши контролирующие органы будут знать, что и на каком судне находится, когда ориентировочно придет к ним. Они могут проверить необходимость в сертификации, разрешительной документации, просчитать для себя все риски и предварительно одобрить разгрузку в российском порту. И все это еще на этапе погрузки судна.

На практике такой программный комплекс позволяет скоординировать и оптимизировать работу всех контролирующих органов, увеличить оборот порта, а также защитить интересы самого государства. Это позволит в будущем практически полностью перейти на электронный документооборот.

Конечно, предстоит еще много и долго работать, чтобы система функционировала максимально эффективно и приносила огромную пользу. Но, если вспоминать этапы внедрения электронного декларирования, там процесс проходил похожим образом. Сначала были стадии локальных экспериментов, электронный вид документов дублировался на бумаге. Процесс обучения людей работе в системе ЭД также был небыстрым. Постепенно технология распространялась и, в итоге, стала повсеместной, обязательной и удобной.

Расширенную онлайн-версию материала вы сможете найти на сайте журнала «РЖД-Партнер».